1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Шторы: идея и практика

Глоссарий

ВОЛОКНА


Акрил Синтетическое волокно, получае­ мое из производных нефти,  часто смеши­ ваемое с более дорогими  волокнами, что­ бы ткань стоила дешевле. Не ноское,  но хорошо лежит при фиксированных складках.

Вискоза Целлюлоза,  превращенная в во­ локно,  хорошо смешивается с другими волокнами. Способствует  лучшему окра­ шиванию  смесовых тканей.  Огнеустойчи­ ва. Очень хорошо стирается.

Лен Волокно,  которое  находится  в стеб­ лях растения  льна. Его впоследствии пря­ дут и ткут, чтобы получить льняное  по­ лотнище  практически любой плотности  и веса. Различают  от тончайшего полотни­ ща для вторых тонких штор до очень плотного  обивочного  материала,  исполь­ зующегося  для плотных  драпировочных штор. Очень прочное полотнище, с кото­ рым легко работать и которое  выдержи­ вает высокие  температуры.

Хлопок Натуральное  волокно, очень  раз­ ностороннее, используется для прядения и ткачества самостоятельно и с другими волокнами. Применяется для разнооб­ разных предметов  оформления в зависи­ мости от толщины  и веса ткани. Под пря­ мыми лучами солнца  становится менее прочным, поэтому требует защиты.  Мяг­ кий, прочный, легко стирается, если предварительно замачивать.

Шелк Получают  из кокона  тутового шел­ копряда.  Шелк — очень мягкий  и прият­ ный на ощупь. Выгорает на солнце,  по­ этому нуждается  в защите.  Бывает  все­ возможного веса и плотности, подходит для мягких деталей оформления комнат от абажуров для ламп до тяжелых драпи­ ровочных  штор. Хорошо смешивается с хлопком и шерстью.

Шерсть Натуральное  волокно, подверже­ но усадке и уплотнению  вплоть до пре­ вращения в "фетр". Теплое на ощупь и, пока новое, противостоит намоканию. Идеально  подходит для обивки  мебели и штор.


ТКАНИ


Бархат Традиционно это 100% шелка, но сейчас делается и из хлопка, вискозы и искусственных волокон.  Вырабатывается путем добавления  к основе дополнительной пряжи  в виде петелек высотой до 3 мм, образующих ворс. При шитье из бархата нужно  следить  за направлением ворса.  Гладить осторожно.  Всегда поку­ пайте  бархат высокого  качества  с плот­ ным ворсом,  который  не будет сечься и выпадать.

Батист Ровная  однотонная ткань  плотно­ го переплетения из льна или хлопка с од­ ной блестящей  стороной.  Используется, стирается  и утюжится как миткаль.  Ши­ роко применяется для чехлов подушек,  а также для штор, покрывал  и подушек. Вельвет Плотная  ткань,  вытканная  в мел­ кий рубчик путем добавления  дополни­ тельной  пряжи,  которую потом  особым образом  выстригают.  Традиционно ис­ пользуется  для обивки.  Утюжьте вдоль ворса во влажном  состоянии.

Ткань в клетку "виши" Однотонная хлоп­ чатобумажная  ткань  с полосками  равной ширины  или с полосками  белого и еще ка­ кого-то  цвета.  Может образовывать  бло­ ки из полос и клеточек.  Используется  на небольших  окнах  в комнатах  коттеджей, кухнях,  детских спальнях  и для чехлов. Сочетайте  с тканями  с цветочным  рисун­ ком и с другими клетчатыми  и полосаты­ ми тканями.

Д
амаст Ткань  жаккардового плетения, выпускавшаяся сначала  в Дамаске,  с ат­ ласными  вкраплениям на плотной  основе из хлопка,  шелка,  шерсти и смесовых во­ локон  разного  веса. Используется  для штор, драпировок, иногда для покрывал  и обивки.  Для разных целей подбирают ткань  разного  веса. Можно  использовать и с изнаночной стороны,  если требуется матовая  сторона.  Подходит для штор, ко­ торые видны с обеих сторон.

Миткаль Грубоватое однотонное ровного плетения  хлопчатобумажное  полотно кремового  или белого цвета с вкраплени­ ями  природных  "чешуек" от коробочек хлопка.  Полотно  бывает самой  разной ширины  и веса, используется  для недоро­ гих штор,  драпировок  кроватей,  садовых тентов. Нужно  замачивать  перед шитьем во избежание  дальнейшей  усадки и гла­ дить влажным.

Муар Материал,  чаще всего на шелковой или ацетатной  основе.  Характерной  осо­ бенностью  является  то, что рисунок  нано­ сится  на однотонную  ткань через горячие гравировальные  цилиндры, которые раз­ рушают нити и направляют  их в другом направлении, что и образует рисунок.  Это свойство исчезает при контакте  с водой, поэтому муар не подходит для обивки.

Муслин Белая
или  бело-кремовая недоро­ гая ткань,  которую можно  окрасить в па­ стельные  тона.  Используется  для вторых тонких штор и гардин в жарких странах для защиты  от света и насекомых.

Органди Очень  тонкая хлопчатобумаж­ ная ткань,  обработанная кислотой,  что дает уникальную  "сжатость". Применяет­ ся для тонких штор, оформления стола и абажуров.  Можно  стирать,  утюжить во влажном  состоянии.

Органза Ткань,  аналогичная  органди,  но сделанная  из шелка,  полиэстера  или вис­ козы.  Очень упругая и используется  для укрепления  верха штор из тонких тканей, занавесей  для защиты  от солнечного  све­ та и для защиты штор. Комбинируют  слои разных тонов или пастельных  тонов один поверх  другого.

Парча Ткань,  вытканная  традиционным способом  из шелка, хлопка,  шерсти или смешанных  волокон  на жаккардовом станке в многоцветной или однотонной гамме с цветочным  рисунком.  Парча хо­ рошо драпируется  и может использовать­ ся для штор, традиционной драпировки кроватей,  покрывал  и обивки мебели. Не­ которые виды можно стирать, но в основ­ ном парча требует сухую чистку.

Полотно Плотная  тяжелая  ткань,  сделан­ ная из хлопка или льна, укрепленная  шел­ лаком.  Используется  для тентов, штор и маркиз.
Провансальский рисунок Мелкий набив­ ной рисунок,  напечатанный вручную на тонком  хлопке для штор,  обивки,  поду­ шек и покрывал.  Можно  стирать, долго не изнашивается, легок и приятен  в работе. Сценки Пасторальный одноцветный рису­ нок, нанесенный на миткаль с использо­ ванием  технологии  печати при помощи медных пластинок.  Применяется дляштор, покрывал,  обивки,  подушек и убранства  постелей.

Тафта Ткань  из шелка,  ацетата и смесо­ вых волокон.  Используется  для украше­ ния драпировок, поскольку  за ней легко ухаживать, и за ее свойство  отражать свет.

Твид Шерстяная ткань с квадратным  или прямоугольным  рисунком  нескольких цветов. Часто  используется  для шалей, более плотного  плетения  — для мужской спортивной одежды. Однако,  ее исполь­ зуют и для обивки  стульев, кресел,  дива­ нов или для штор, подушек и ламбре­ кенов.

Тик Характеризуется   оригинальной текс­турой в "елочку". Ранее  вырабатывался  из белых нитей,  сейчас бывает самых раз­ ных цветов и плотности.  Используется для штор и обивки. Обычно не замачи­вают.
Тонкая вышитая шерсть Однотоннаяткань на основе  натурального  хлопка, вы­ шитого тамбурным швом кремовой  шер­ стью или разноцветной шерстью. Мягкая, но тяжелая,  прекрасно  выглядит на што­ рах, мягких жалюзи,  подушках и свобод­ ных покрывалах.  Стирать можно,  но луч­ ше сначала  проверить  на маленьком  ку­ сочке.

Тюль Тонкая,  светлая  ткань  из хлопка или волокон  полиэстера,  окрашиваемая в самые разные  цвета. Используется  для прозрачных  штор,  подзоров  кроватей. Легко стирается,  можно  почти не гладить. Шелковый  и шерстяной  тюль использует­ ся для утонченных  драпировок.

Холст Однотонная  хлопчатобумажная ткань различного  веса, используется  для чехлов для мягкой  мебели,  недорогих штор, садовых тентов и маркиз.  Может быть неотбеленной, а более тонкого пле­ тения  холст окрашивают  в сильные  цвета. Чесуча Легкий  и средний  шелк,  относи­ тельно недорогой,  используется  для про­ кладки  в тяжелых шторах, чехлов, летних штор и подушек.

Чинц Хлопчатобумажная ткань  с восточ­ ным рисунком  на основе цветов и птиц. Часто имеет особенное  покрытие,  прида­ ющее характерный  блеск и противостоя­ щее загрязнению. Блеск постепенно  смы­ вается,  поэтому шторы лучше чистить,  а не стирать. При утюжке нельзя  использо­ вать пар, а также нельзя  складывать  изде­ лие, иначе блеск рассыплется.

Шелк-сырец (китайский шелк)  Род  чесу­ чи. Легкий и средний шелк, сотканный из неравномерно спряденных  ниток,  из-за чего выглядит  грубоватым.  Используется для штор, подушек,  легких драпировок  и абажуров. Имеет широкий  диапазон  цве­ тов, из него делаются оборки  и бахрома. Шитье Вышитая  ткань  с прорезным  узо­ ром, варьируется  по рисунку от простых круглых отверстий  до сложных  изящных мотивов.  Обычно  хлопчатобумажное  или из хлопка и полиэстера.

Шотландка Настоящая  шотландка  выдает принадлежность к определенным кланам Шотландии. Вырабатывается  из тонкой крученой  шерсти  и характеризуется  осо­ бым клетчатым  рисунком.  Традиционная шотландка  устойчива к износу и исполь­ зуется как обивка  для диванов  и стульев, из нее делают шторы и подушки.


Уход за шторами

Шторы  без подкладки  обычно  делают тогда, когда их нужно постоянно чис­ тить, приходится  стирать или сдавать в химчистку согласно  инструкциям фир­мы-изготовителя.

Если шторы нужно часто стирать,  ис­ пользуйте плотные,  крепкие  ткани,  такие как хлопок,  с плотным  переплетением, которые  могут выдержать  частую  стирку.

Чтобы  предотвратить  усадку,  замочи­ те ткань перед изготовлением штор или сделайте дополнительно припуски  на усадку, чтобы после первой  стирки  их можно  было выпустить.

Убедитесь, что вы тщательно  выполос­ кали шторы и на них не осталось моющих средств. Солнце  может прореагировать с химикатами, и шторы полиняют или вы­ горят.

Всегда гладьте шторы  во влажном  со­ стоянии, поскольку  утюжка и отпарива­ ние удерживают  форму штор.  Старайтесь не гладить поверх швов,  проводите  по ним только кончиком утюга. Если вам все же нужно  прогладить  по шву, проложите внутрь кусочек ткани  между швом и ос­ новной  тканью,  чтобы не образовался рубчик.

Проветривание

Лучший и наиболее эффективный спо­ соб,  благодаря  которому  шторы  будут всегда чистыми,  это выбрать ветренный день, широко  открыть окно,  закрыть шторы и позволить  им колыхаться  по ве­ тру в течение  нескольких часов. Запах пыли,  который  со временем  появляется в подкладке, исчезнет.  Если вы сможете проводить  эту процедуру один раз в не­ сколько  недель,  ваши  шторы всегда будут свежими.
В городе это сделать не очень просто, но можно  выбрать ветренные  весенние дни или осенние  воскресенья.

Чистка  пылесосом
Регулярное  удаление пыли жизненно важно для того, чтобы частицы  домашней пыли не въедались в волокна  ткани,  по­ тому что после того, как пыль хотя бы один раз проникла в ткань,  удалить ее становится очень сложно  и часто невоз­ можно.
Очищайте  всю мягкую мебель и эле­ менты интерьера  пылесосом  с мягкой щеткой-насадкой, обращая  особое вни­ мание  на внутреннюю  сторону чехлов для стульев,  складки  и бахрому.
Для тонких тканей  и ламбрекенов сде­ лайте из муслина  или тонкого  миткаля чехол с резинкой на одном конце,  чтобы надевать его на щетку и смягчить  контакт между щетиной  и тканью.

Сухая  химчистка
Небольшие мягкие вещи, такие как шел­ ковые подушки,  нужно чистить через оп­ ределенные  промежутки  времени, поэто­ му используйте  средства  для сухой чист­ ки до того, как грязь основательно въе­ лась в ткань.
Шторы  с прокладкой чистите только тогда, когда с ними  происходит  несчастье или вы захотите их переделать.  Регуляр­ ный уход и внимание предохранят  шторы от загрязнения.

Изменения
Если вы хотите изменить  внешний вид штор по каким-либо причинам (напри­ мер, при переезде),  очистите их при по­ мощи  специалиста по сухой чистке  перед тем, как заняться  переделкой. Распорите боковые  швы и подшивку  низа,  чтобы по­ чистить ткань, сморщившуюся изнутри,  и для того, чтобы ткань  вытянулась  в раз­ ных направлениях.

Уход  за крепежом

Периодически распыляйте чистящее средство с антистатиком на штангу-кар­ низ и верхнюю часть штор, чтобы домаш­ няя пыль не скапливалась там, от этого шторы  будут перемещаться легче. Карнизы-штанги можно чистить жидки­ ми чистящими средствами  и мягкой  щет­ кой, чтобы удалить пыль из трещин,  де­ коративных  деталей и внутренней  сторо­ ны колец карниза.

Фестонные шторы

Фестоны предпочтительны, когда вы хо­ тите получить декоративную штору  с ту­гими сборками и присборенной каймой. Раскраивать ткань надо в полотнище на 50—200 процентов шире  окна и почти  на 300 процентов длиннее.
В  сущности фестонные  шторы  — очень  изящное украшение окна. В них много сборок и рюшей. Из по­ лотнища  от  200  процентов  шире окна   и  от  300  процентов длиннее можно сшить  по-настоящему пышг ную штору.  Максимальная ширина и длина  позволят сделать богатые и роскошные  сборки.  Вместо   отде­ланного  оборками  нижнего  края вы можете  заложить глубокие складки или  добавить канитель.

Традиционные ткани для фестонных штор  — шерсть  или шелк  с гладкой текстурой или  вытканных  камчатным  узором. Такие  шторы были  широко  распространены  в 18-м  веке.  Часто  их шили  из той же ткани, которой обивали стены, они  отделывались богато  украшенным  басоном ручной работы. Фестонные  шторы,  представленные в этой книге, богаты  и пышны, с глубокими складками и щедрыми сборками. Это наибо­ лее популярный фасон фестонов и он является резким контрастом шторе, приведен­ ной  на следующей странице, со складками, из органзы в ярко-красных тонах.


Экспериментируйте с рафинирован­ ными тканями и цветами, если  хотите создать  фестонную штору.  Шелковая органза алого, приглушенно розово­ го и красно-абрикосового цвета   может  показаться не­ привычным сочетанием, однако дает интересный эффект, особенно когда на  сборках играет  свет.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ

1. Поместите ткань  на рабочий стол лицевой стороной вниз. Завер­ните  по бокам по 7 см припусков и приутюжьте.

2. Отрежьте полоски ткани шири­ной 15 см и вдвое превышающие ши­рину  шторы и стачайте их. Сложите вполовину по длине  и проложите присбаривающий шов на расстоянии 1,5 см от среза.

3. Разделите штору  на десять  сек­ций  и отметьте каждую  заметной бу­лавкой. Повторите то же самое  с оборкой.

4.   Вытяните   присбаривающую нить на длину по 3 см с каждого края оборки и пришейте  половину оборки к шторе, отогнув край на 6 см, как показано  на фото. Отрежьте 1,5 см от шторы, чтобы совместить ее с кра­ем оборки.

5 Проложите присбаривающий шов.  Приколите заметными булавка­ми и равномерно распределите складки между  булавками.

6.   Заверните  припуски  опять   на изнаночную сторону и пришейте швом  "козлик" по всему  периметру и по низу, чтобы  зафиксировать под­ гибку.  Подшейте край  оборки, за­ крывая припуски.

7. Снова разместите штору  на  ра­бочем  столе  лицевой стороной вниз  и cверху  положите подкладку, совмес­тив швы. Приложите  подкладку вдоль сгибов подгибки  шторы и об­ режьте подкладочную  ткань с припу­  ском 4 см вдоль этой линии.

8.   Приметайте   подкладку  вдоль оборки, закрывая припуски.

9.   Приколите  узкую   полоску  из ткани шторы, чтобы  закрыть припус­ ки подкладки на каждом стежке, а потом  по ширине столько раз, сколь­ ко вы запланировали. Вытяните шнур, чтобы  он  освободился от верх­ ней ленты, и подверните вовнутрь кончики ленты.

10. Подтяните  ленту верха и вер­тикальные  полоски. Протяните  шну­ры снизу вверх, завяжите  их узлами или сшейте на концах.


Кайма и верх австрийской шторы

Характерные черты  австрийских штор  в большой степени определя­ ются шириной полотнища и спосо­ бом изготовления, при  котором пышность скрывается в верхней час­ ти шторы и придает эффектность нижнему краю.  Верх может  быть  с фестонами, рюшем или  отделанным тесьмой или лентой, в то время  как кайма может  оставаться одноцвет­ ной, отделанной кантом или  другой каймой из контрастной ткани, обор­ кой  или украшенной готовой отделкой.


1. Австрийские шторы будут  висеть более  ровно, если  нижний край  не­ которым образом сделать  более  тя­ желым. Степень этого  "утяжеления" следует  рассчитывать, исходя  из  раз­ мера  шторы. Тяжелая ткань  сама  по себе  гарантирует глубокий рельеф­ ный  нижний край, в то время  как легкую  ткань  можно сделать  значи­ тельно  тяжелее, пришив льняную
или  шелковую бахрому.  Отделка сходного с основной тканью сочета­ ния  цветов, как представлено на фото слева, создает  довольно нена­ вязчивый и соответствующий обще­ му дизайну комнаты эффект в боль­ шей степени, чем просто контраст­ ная  по цвету  отделка. Прямые ли­ нии, которых требуют  строгие поло­сы, заключены в скрытом и сдержан­ном верхе.

2. Австрийские  шторы сами по себе достаточно пышные,  и ткань и без того обогащена  игрой света и тени, которая  образуется на горизонталь­ ных и вертикальных  сборках. Добав­ ляя больше оборок, вы не сделаете изготовление  австрийских  штор про­ ще. Иногда можно увидеть шторы, отделанные оборками по боковым и нижним сторонам. Такие шторы могут стать  доминирующими, поэтому будьте  осторожны с выбором разме­ ра и пышности  отделанных оборками краев. Вероятно,  лучше всего сделать нижний  край с глубокими оборками, поскольку  они придадут дополни­ тельный  вес шторе и сделают ее бо­ лее интересной. Пышность  всего в полторы ширины  не сделает оборки чересчур эффектными, а украшенные лентой края подчеркивают  фасон шторы. Простой  рюш по верху также завершается  ленточкой.


3. Обметочный шов, наверное, пер­ вый, который начинает учить  каждый ребенок в первые школьные  годы.
Он очень простой, легко выполни­мый, но в то же время он весьма эф­ фектен. Возьмите нить, по толщине соответствующую  основной  ткани (здесь мы воспользовались  шерстя­ ной нитью среднего веса для тяже­ лой хлопчатобумажной  ткани),  и прошейте стежками,  пропорциональ­ ными  размеру шторы и плотности ткани. Пришивание верха к планке довольно практично, причем вне за­ висимости,  насколько  пышная  долж­ на быть штора. Пришейте  полоску до кулиски,  которая  по размеру соот­ ветствует половине  окружности планки  плюс припуск для того, что­ бы штора могла свободно двигаться, шириной  около 5 см по верху шторы. Пропустите  планку в кулиску, ровно собирая  ткань складками. Фиксирующую  рейку  необходимо прикрепить  к стене сразу же под багетом.

Как шить австрийские шторы

Австрийские шторы можно делать более или менее  пышными. Это зави­ сит  от ваших  пожеланий. Возьмите легкий шелк  или  хлопчатобумажную ткань  для того, чтобы  добиться по- настоящему богатого эффекта, либо более  тяжелые  хлопчатобумажные ткани или  шерсть  для большей офи­циальности.


1. Разложите ткань  шторы на ра­бочем  столе  лицевой стороной вниз.
Заверните припуски по боковым и нижним краям на изнаночную сторо­ ну на ширину 10 см и приколите бу­ лавками.  Сложите уголки под пря­ мым углом, , а потом пришейте припуски швом "козлик".




2.  Положите   подкладку  на  ткань шторы, совмещая швы. Стачайте обе ткани.



3. Сложите подкладку вдоль  сгиба подгибки основной ткани и отрежьте 4 см подкладки вдоль  линии сгиба. Заверните внутрь  оставшиеся 2 см припусков подкладки и сколите бу­лавками так, чтобы  припуски подгиб­ ки основной  ткани составляли  кру­ гом 8 см.

4.  Приметайте кругом  подкладку и слегка  приутюжьте. Отмеряя снизу вверх с интервалами 30 см по всей шторе, отметьте ее полную длину. Сложите ткань  и подкладку вдоль линии верха  и сколите булавками.

5.   Отметьте  места   для   колечек, следуя  вашему  первоначальному пла­ ну.  Всегда  отмечайте каждое колеч­ ко, измеряя от низа  шторы вверх, чтобы  избежать ошибок. Внешний
ряд должен быть  на  краю  подкладки, а остальные  на равных интервалах между ними.  Всегда делайте один ряд вдоль каждой линии шва. Среднее расстояние  между каждым  колечком должно  быть 10—20 см.

6. Соберите штору руками и про­верьте, насколько близко сборки бу­дут прилегать к вашему  окну.  При­ шейте  каждое кольцо к подкладке двумя  или  тремя  стежками, подхва­ тите нити  впереди, снова  пришейте к подкладке,  обмотайте "ножку" и пришейте два  раза, чтобы  надежно закрепить кольца в нужном месте.



7.  Протяните шнур  через  нижнее кольцо вверх, свяжите или  сшейте шнуры на нижнем кольце. Если  нуж­ но, подровняйте верхний край.

 




КАК ОФОРМИТЬ ВЕРХ ШТОРЫ

1. Для того чтобы  сделать  рюш по верху, заверните припуски шириной 5—7 см на изнаночную сторону и приколите сверху  лентой, чтобы  за­ крыть  срезы. Прошейте, а потом присборьте до ширины готовой што­ ры.  Отрежьте полоску подкладочной ткани размером в ширину готового изделия, прибавляя по 4 см на при­ пуски, и длиной, в три раза превыша­ ющей  длину  ленты. Пришейте плот­ ную ленту в центре. Подогните под нее  обе стороны, чтобы  лента  полу­ чилась шире  тесьмы. Приметайте тесьму  так, чтобы  она  закрывала ленту.

2. Для  того чтобы  сделать  плисси­рованный  верх, обрежьте ткань и подкладку,  чтобы удвоить глубину желаемых складок над общей ли­ нией длины. Сложите вдвое и сколи­ те булавками.  Прошейте  разверну­ тые края сверху вниз. Отметьте ши­ рину интервалов  и складок вдоль верха шторы.  Закрепите  каждую складку,  отгладьте и прострочите  на машине.


Тесьма из петелек в форме фестонов или раковин придает форму и подчерки­ вает цвет шторы, а рюш по верху укра­ шен завязанными в узлы шнурами того же оттенка. У некоторых видов тесьмы лицевая часть декоративная, поэтому ее лучше пришивать на лицевой стороне шторы. Тесьму с одноцветным верхом следует вложить между тканью и под­ кладкой.